Поездка в Приэльбрусье,
где мы встретились с высочайшей вершиной Европы.
  Написать нам письмоДомой  
 



Приэльбрусье, май 2003

Это очень большая территория, включающая в себя множество интересных мест, пригодных для катания на снегодоске: гора Эльбрус, гора Чегет и огромное количество непаханых склонов, добраться до которых можно только на вертолете или путем серьезного бэккантри. Вертолет есть, стоит это дело 150-250 у.е. день, обращаться следует в русский хеликлуб. Но мы сейчас не об этом, а о более приземленных вещах – инфраструктура, дорога, трассы, подъемники и прилегающие к ним целинные участки, в общем, жизнь в Приэльбрусье как она есть или как она нам показалась.

Итак, май 2003, состав участников: Алекс, Ириша, Ленчик, Тима, Тарас, Мариша, Аня, Тамара и Сережа. Поезд традиционный – Москва-Кисловодск, едем до Минвод, куда, кстати летают самолеты и не только Аэрофлота. На разных поездах дорога занимает от чуть более суток (фирм.) до 36 часов (не фирм.) С не фирм. поездами лучше не связываться – грязь и убожество, в крайнем случае – купе. В Минводах мощный извоз – денег брали прим. 300 с человека (микроавтобус). Ехать несколько часов, последнюю половину дороги по живописнейшему Баксанскому ущелью вдоль реки, соответственно, Баксан, кое-где встречая следы ее бурной деятельности (размытые дороги, снесенные мосты и т.д.) В конце ущелья (или начале) и находится вожделенный Эльбрус, который уже потряс нас в поезде, неожиданно появившись в виде двух сахарных голов, гордо возвышающихся над безмятежной равниной (!!! это надо учесть, что вокруг него Большой Кавказский хребет с высотами никак не меньше 3000-4000). Зрелище ошеломляет. Голая равнина и белая гора посередине! Потом конечно, по мере нашего подъезда-подъема величие горы скрадывалось, приуменьшалось и нивелировалось, но первое впечатление оказалось самым сильным и долгоиграющим.

Приехали. Эльбрус не видно. Чегет не видно. Ничего не видно. Мы в лесу на подъезде к Терсколу. Гостиница Динамо. Ну, Динамо, так Динамо, симпатично, сосны, река шумит, сквозь кроны деревьев просматривается сияющий на солнце склон (потом выяснилось, что это Чегет), пристойные номера, ожидаемые деньги. Неожиданности начались потом, когда выяснилось, что до Чегета и тем более до Эльбруса надо будет как-то каждый день добираться, учитывая, что транспорта как такового (кроме таксовозов) здесь нет в принципе, а ходить пешком в полной выкладке с досками и по жаре (май) до и после покатух не представляется возможным, мы слегка (все в разной степени) обломались. Получилось такое динамо из-за каких-то личных связей нашей ответственной за расселение Аннушки с хозяйкой Динамо, соответственно, в силу нашей вшивой интеллигентности, разрывать их договорухи мы не стали. В итоге имели каждое раннее солнечное утро гимор в виде ловли неуловимых в такую рань тачек. (Почему рано, объясню позже, это важно). Аня, кстати, каталась только на Чегете (он значительно ближе), что породило у нас нехорошие мысли о засаде. Ну да Бог со всем. Будте бдительны – селиться надо У ГОРЫ, в крайнем случае в Терсколе (частный вполне приемлемый сектор), а не на отшибе, и все у вас получится. По хорошему потом позавидовали Сереже и Тамаре, которые присоединились к нам поздно и не были завязаны с Динамой, и с легкой душой прекрасно устроились в частной гостиничке непосредственно под тросами канатки недалеко от ст. Азау.

В этот же день, часов в 16, мы дернули на Чегет (пешком). Жарко, солнце, недоумение как так можно кататься, подходим к Чегету, прикольно, большая поляна, гостиницы, куча кафе, жизнь и движение, довольные расслабленные (конец дня) люди вокруг. Бежим к подъемнику, выясняется, что скоро закрывается, упрашиваем, поднимаемся наверх, внизу весна, проталины, камни и цветущие мухоморы. Следующая канатка, ага, это уже похоже на дело, бугры и правда огромные, но ничего так народец сигает по ним. Наверху офигительный вид на Эльбрус и огружающие горы. Масштабы потрясают, подавляют, пришибают, опускают, приземляют и т.п. Это, конечно, не камерная домбайская поляна. Приземлились, встегнулись, Аньчик (она здесь уже была раньше) с мгновенно очарованным проводником упархивает вниз, мы одни с Иришкой, куда? конечно вниз! По склону? Да ну его, задницы отбивать, поехали по целяку – поехали. Поехали – громко сказано – снег очень влажный, рыхлый и глубокий, скорость набираешь быстро, но малейшая ошибка и летишь кувырком! Цирк приехал, все шубись! Фигня, почти сразу научились, выяснилось, что взяли мы круто вправо, вокруг никого, сверху из другой жизни кричит спасатель, типа валите вниз, я есть хочу, валим, но блин снег кончается, начинается перегной и компост с камнями, по компосту ехать тоже можно – Ирка ржет – так я сосредоточенно "кантуюсь" на проталинах. Мокрые, грязные вдрызг, дошкрябываемся до леса, где снег окончательно ёк, че делать, идем пехом по какой-то раскисшей каше, местами превращающейся в речку. Веселуха. Прихрамываем в вечеру к поляне под Чегетом, видим нашу дружную кампанию, которая глушит коньяк (похоже, за наш упокой), объятия, слезы радости, у кого-то облегчение, мы им помогаем опустошить стеклотару и двигаем домой. День удался. Чегет наш.

Утро. Раннее. Почему раннее, объясню потом. Наша компания чешет по дороге в сторону Терскола (его географического центра), где тусуются водилы. Идти минут 15. Оттуда за 80 с машины едем к Эльбрусу. Ехать опять таки недолго, максимум 10 минут. Подъезжаем, поляна, кафе-мафе, торговля и нижняя станция канатной дороги (наз. Азау), где нас ждет сюрприз в виде немаленькой очереди (это были цветочки). Занимаем, буквально за 10 минут очередь вырастает в несколько раз - подъехали автобусы с ягодками. Ага, подумали, мы, надо вставать еще раньше. Как оказалось, мы были правы (не мы одни, к сожалению) и иногда проспавшие члены поднимались наверх 2-3 часа (!!!). Народу было чудовищное количество. Никто такого не ожидал. Немножко опять обломались. Денег подъем на обну очередь стоит 100 р. (50 туда и 50 обратно), абонемент 300 р. Умудриться выкатать абонемент в последующие дни было большой удачей. Каждое стояние в очереди на Мире, Кругозоре или Азау занимало от 1 до 1,5 часов. Бесили несколько факторов: наглые и грубые в сравнении с Домбаем местные канатчики (Кабардино-Балкария), беспардонный блат где можно и нельзя (очереди везде были правые и левые), скотские загоны и коридоры, в которых часами под капающей водой приходилось ждать вагончик, на любые замечания канатчики огрызались и открыто провоцировали мордобой, беззубость и тупая смиренность основной массы отдыхающих, добиться от которых поддержки было нереально. Короче, всем на всех и все насрать с большой горы (самой высокой в Европе, кстати, 5642.7 м).

Покатухи. А вот покатухи сказочные. Трассы предлинные, интересные, рельеф очень прихотливый, снега много, наверху камней практически нет. С утра склон был застывший, жесткий и первые спуски проходили с предельной концентрацией, ногам и заду приходилось достаточно тяжело, к обеду склон отпускало и начинался реальный драйв. Вот такая дилемма: хотите пораньше - получите жесткач, хотите попозже - получите очередину. Ну к послеобеду уже все (кроме блатняка) на равных стояли в очередях и улыбались, благо погода была практически всегда охренительная и можно было смело загорать. Катались в основном от ст.Гара-Баши (схема) мимо ст. Мир до ст. Старый Кругозор. При желании подрать скользяки можно было спуститься вниз до Азау, пробовал несколько раз, прикольно, скользяк действительно разодрал вдрызг. Снег сильно подтаял, трасса постоянно прерывалась осыпями, речками и отдельными камнями. Оттормаживаться не на лыжах проблематично, а проноситься сквозь камни опасно для жизни.
Немножко напрягали очень узкие места на трассе, где при скоплении чайников иногда было стремновато.
Иногда от бочек (Гара-Баши) наверх не очень далеко ходил ратрак и за 200 р. брал желающих. Не довелось.
Потрясали воображения огромные многокилометровые снежные поля в пределах видимости, а особенно медленно перемещающиеся маленькие фигурки людей на этих полях. Пришлось предпринять небольшое беккантри от бочек вверх и влево по набитой тропке. Идти тяжело, шли минут 20. Отдышавшись, чесанули вниз, благо следов много и не страшно заблудиться. Такого фана мне не доводилось еще испытывать. Правда, снег тяжелый и мокрый и это накладывало определенные сложности на управление доской, но, представляю, что здесь творится зимой. Путь пролегал как по полям, так и по нешироким кулуарам мимо ледниковых языков, где всей кожей чувствовалось напряжение снежной массы, а в тишине ясно звучало журчание воды под снегом. Неприятно. Лучше брать все время левее, иначе есть риск проскочить станцию Кругозор и тогда жопа. Нам пришлось пехом по крутой каменистой осыпи переть метров 300 влево до трассы. Потом умные люди нам объяснили, что соваться на эти склоны в это время было бессмысленным и идиотским самоубийством, что везет дуракам и обычно не очень часто. Что везде скрытые трещины и всякие подлянские засады. С умными людьми мы согласились, но в душе появилась еще одна заноза – Эльбрусский фрирайд. Как нибудь. С проводниками.

Вызывали удивление и уважение люди, которые с большим трудом и очень медленно с рюкзаками, пешком, под аккомпанемент собственного сорванного хрипящего дыхания, поднимались вверх, не обращая внимания на проносящихся мимо горнолыжников. Восходители. Железные человеки.
Вызывали здоровое возмущение толпы пальтошников во главе с неимоверно наглыми бабехами, без очереди лезущими всей бригадой на подъемник. Типа, у них автобус-экскурсия и все такое. Водка-бабы-на-ельбрусе. Пижоны.

Постоянно сознательно и бессознательно сравнивали Домбай и Эльбрус, второй проигрывал почти по всем статьям. Все огромное, рассредоточенное, проблема куда-нибудь добраться, проблема посидеть в кафе на горе (2-3 на каждой очереди не всчет), проблема просто найтись, проблема добраться до дому, проблема досуга внизу, проблемные и недобрые местные. Короче, маленькие горы – маленькие проблемы, большие горы – большие проблемы. Катание - роскошное, бесспорно, но цену платишь за него несопоставимую. Конечно, майские праздники - это из ряда вон, но ... из песни слов не выкинешь. Все эти соображения впоследствие вылились в одну интересную идею, о которой позже.

В одно погожее утро решили на Эль не ехать, а предпринять пеший поход к Долине нарзанов. Идти от Терскола назад по шоссе, 7-8 км. Долина наличествовала, срач страшный, мелкая торговля, остовы разрушенных непонятных гидропоительных конструкций оживляли тоскливый пейзаж. По удивительной оранжево-красной речке уходим чуть в сторону (мимо молчаливо жующих коров) и обнаруживаем собственно источник. Из бетонной хрени посредством ржавой трубы в небо сифонит божественная ледяная струя нарзана. Отсюда речка и начинается. Повсюду мусор, ветки, камни, все ядреного ржавого цвета. Мы все это обозвали "марсианскими какашками", похоже.
Вода вкусная, чистая и очень холодная, действительно, нарзан, хоть этикетку клей.
Произвели омовение лысой горовы Тараса – шоу не для слабонервных, вода-то ледяная. Но красиво.
Чуть в стороне, на нагретых солнцем камнях, около живописного горного потока, мы немножко позагорали, сверкая проезжающим мимо туристам всякими незагорелыми делами. Туристам нравилось.

Досуг вечерний в Терсколе крайне слаборазвит. Кроме гостиницы Чегет, пожалуй, нормально провести время негде. Кафе очень мало, все разбросаны по обширной территории, иногда где-то на трассе в лесу, меню часто нелепое, обслуживание понятно какое, тусующиеся местные очень активны, бродить по абсолютно темным улицам с проносящимися джигитами можно только компанией. Может, мы не все обыскали, но на Домбае жизнь проще и комфортнее на порядок.

И, как логическое завершение нашей эпопеи, следующее: мы едем отсюда на Домбай. Немедленно. Ищется машина, не без проблем, т.к. местные извозчики заламывают цену и по сарафанному радио оповещают всех вокруг, что группа москвичей хочет ехать отсюда на Домбай. Соответственно, выбора у нас нет, и, заплатив 4500, на неплохом микроавтобусике Фиат мы чешем в сторону Карачаево-Черкессии. По прямой до Домбая 70 км (через горы, естественно), мы ехали по огромному крюку часов 8.

В итоге получили исключительный отдых на несколько дней в родном Домбае. Но это уже другая история.

Фотоотчет:

 
© 2004 Глумин Алексей.
  Написать нам письмоДомой  
Сайт создан в системе uCoz